• Можно ли аннулировать страховку осаго

  •  

Есть множество жизненных ситуаций, когда страхователь больше не нуждается в полисе ОСАГО на свой автомобиль, а действие договора еще не закончилось. Как поступать в этом случае и всегда ли можно обратиться в компанию и получить обратно часть уплаченной страховой премии?

Когда водитель имеет право досрочно расторгнуть договор с компанией и вернуть деньги за неиспользованную страховку?

В этом вопросе правила ОСАГО (п.п. 33, 33.1) придерживаются четкой позиции. Вернуть деньги за неистекший период страхования по полису ОСАГО можно в трёх случаях.


  1. Если изменился собственник ТС (автомобиль был продан, но не по генеральной доверенности).
  2. Если машина не подлежит восстановлению после аварии или по какой-либо причине утилизирована.
  3. В случае смерти страхователя или собственника.

Чисто теоретически, согласно п. 33, часть страховой премии компания обязана возвратить и в случае своей ликвидации (банкротства), но очевидно, что на практике подобная ситуация совершенно нереальна.

Страховая премия при выполнении вышеизложенных условий возвращается пропорционально неиспользованным по полису ОСАГО дням за вычетом 23%, начиная со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия полиса ОСАГО.

Сроки обращения в страховую компанию

Важно знать, что в случае продажи автомобиля, деньги будут возвращаться не с момента заключения договора купли-продажи, а с момента написания страхователем заявления на расторжение. И если ТС было продано в мае, а страхователь только через два месяца нашел время, чтобы обратиться в СК, вернуть деньги за эти просроченные месяцы уже не получится. Таким образом, чем раньше автовладелец придет в офис после продажи авто, тем большую сумму ему насчитают к возврату.

А вот что касается гибели ТС или смерти гражданина (собственника/страхователя), датой досрочного прекращения договора автоматически будет считаться дата произошедшего. В этих случаях нет необходимости спешить к страховщику.

Какие документы требуются для расторжения договора?

  1. Оригинал страхового полиса ОСАГО и квитанции об оплате (если сохранилась). Их необходимо будет вернуть компании.
  2. Ксерокопия паспорта страхователя (его представителя по нотариально заверенной доверенности или наследника).
  3. Ксерокопия договора купли-продажи или справки-счета.
  4. Акт утилизации, если автомобиль был утилизирован.
  5. Ксерокопия свидетельства о смерти (если событие имело место). В этом случае также потребуется предоставить копию свидетельства о вступлении в наследство, либо нотариально заверенную справку о скором вступлении в наследство. И в этом случае необходимо понимать, что по действующему законодательству вступление в наследство происходит не сразу, а спустя 6 месяцев со дня смерти. То есть раньше получить деньги из страховой компании у наследника не получится. Еще сложнее ситуация, когда наследников несколько. Тогда выплата будет поделена на всех наследников пропорционально.

В некоторых компаниях могут также попросить предоставить:

  • Копию ПТС с пометкой о новом собственнике (об этом спорном моменте мы поговорим ниже).
  • Копию сберкнижки с реквизитами банка (в том случае, если в СК не принято выплачивать «наличкой»).

А лучше всего предварительно позвонить по телефонам, указанным в полисе ОСАГО , и точно узнать перечень необходимых документов. Не забудьте сделать копию сданного полиса, а также заявления о расторжении, чтобы в случае задержки денег иметь документы, подтверждающие намерение СК выплатить деньги.

Кто получает деньги при расторжении страховки ОСАГО?

По правилам ОСАГО (п. 34) часть неиспользованной премии возвращается:

  • собственнику автомобиля;
  • страхователю, если он одновременно является и собственником ТС;
  • страхователю, если он имеет нотариально-заверенную доверенность от собственника, подтверждающую его право на получение денег от организаций;
  • наследникам умершего страхователя.

Если автовладелец продает ТС по «генеральной доверенности», юридически оставаясь его собственником, совсем необязательно возмущаться по поводу того, что договор не хотят расторгать, достаточно просто вписать нового «владельца» в страховой полис, взяв с него определенную компенсацию за внесение в страховку.

Когда ждать денег и что делать, если они не пришли вовремя?

В том случае, если незамедлительная выплата наличными денежными средствами из кассы не предусмотрена, компания обязана перечислить их на расчетный счет страхователя в течение 14 календарных дней с момента написания заявления о досрочном прекращении договора. Как правило, перечисленные деньги поступают на карточку или книжку даже раньше.

Но если спустя две недели деньги не были перечислены, значит, что-то пошло не так. Не стоит тянуть с вопросами к страховой: обращайтесь в офис, возможно сотрудники сами выяснят, на каком этапе затерялся след платежа, попытайтесь выяснить в бухгалтерии СК номер платёжного поручения в банк.

Если это не помогло или вы столкнулись с полным равнодушием к вашей проблеме, идите к руководству местного филиала компании, грозите судебным разбирательством. Когда подобная активность ни к чему не приводит, скорее всего, платить вам не собираются, и пришло время обращаться в РСА, ФССН и в суд. Вот тут и пригодятся сделанные ранее копии полиса и заявления. Хотя, справедливо будет заметить, в крупных страховых компаниях процесс расторжения достаточно отлажен и не вызывает особых нареканий со стороны клиентов.

Спорные моменты и частые вопросы

Когда хочу, тогда и расторгаю!

Многие автовладельцы возмущены тем, что не могут расторгнуть договор ОСАГО в любой момент по собственному желанию. Действительно, причин может быть множество: нежелание обслуживаться у данного страховщика, отъезд на длительное время, болезнь, поломка автомобиля, отказ от вождения и т.д. Ссылаясь на правила и закон об ОСАГО, страховые компании решительно не готовы расторгать договор по причинам, не закрепленным законодательно. Но п. 33.1 правил звучит следующим образом:

Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:

  • отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • замена собственника транспортного средства;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Поэтому самые упорные страхователи, руководствуясь тем, что «собственное желание» и есть пресловутые «иные случаи», идут на судебное разбирательство и им удается доказать свою правоту. Но подобные прецеденты случаются крайне редко и действительности не отражают.

На основании чего удержали 23%?

Это еще один вопрос, споры по которому из-за несовершенства нашего законодательства не прекращаются с тех пор, как было введено обязательное автострахование. С точки зрения страховой компании, удерживая при возврате 23%, она действует правомерно. Существует утвержденная Правительством РФ структура страхового тарифа ОСАГО, которая заключается в следующем:

  1. 77% – нетто-ставка (эта часть внесенной страхователем суммы идет на выплаты);
  2. 20% – расходы компании на ведение дел (сопровождение полиса, бланки, оборудование, зарплату сотрудникам и проч.);
  3. 3% отчисляется в РСА для формирования резервов компенсационных выплат (2% – резерв текущих компенсационных выплат + 1% – резерв гарантий).

Таким образом, 23% – это расходы, которые страховая компания понесет в любом случае: останется клиент в компании на весь период страхования или расторгнет договор досрочно. Логика автостраховщиков, в принципе, понятна. Тем более, подавляющее большинство клиентов по ОСАГО и не думает возмущаться по этому поводу.

Но некоторые подкованные и принципиальные автолюбители весьма активно возражают против незаконных, с их точки зрения, удержаний – пишут недовольные отзывы о работе страховых компаний , претензии и обращаются в суд. Ведь в Гражданском кодексе РФ и правилах ОСАГО нет ни единого намека на 23%, а лишь сухая информация:

  • Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (ГК РФ, ст. 958);
  • Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора обязательного страхования (правила ОСАГО, п. 34).

Возражения страхователей абсолютно правомерны. Именно поэтому, обратившиеся в суд автовладельцы нередко возвращают удержанные компанией 23%. Для этого есть все шансы и множество прецедентов. Бывают ситуации, когда даже до суда дело не доходит. Достаточно отправить заказные письма в РСА и ФССН и досудебную претензию в страховую компанию, чтобы получить обратно свои деньги.

Зачем нужна копия ПТС при расторжении ОСАГО?

Некоторые страховые компании требуют при расторжении договора страхования ОСАГО предоставить копию ПТС с отметкой о новом собственнике. Сразу оговоримся, что это требование не является законным. Для страховщика должно быть вполне достаточно справки-счета или договора купли-продажи. И страховые компании это знают, но сознательно вводят клиентов в заблуждение. Для чего? Смышленый страхователь, желающий разорвать со страховой компанией отношения по причине, не подпадающей под правила (они перечислены выше), может сделать следующее: оформить рукописный договор купли-продажи, на основании которого страховая будет обязана расторгнуть договор и вернуть деньги за страховку. А уж будет автомобиль продан в реальности или нет – личное дело каждого автовладельца. Вот и хочет компания подстраховаться, требует ПТС, дабы пресечь попытки «незаконного» расторжения.

Вернут ли деньги за неиспользованный период, если были выплаты?

Если страховая компания пытается занизить или вообще не возвращать деньги при расторжении договора, мотивируя это тем, что по нему были выплаты – это неправомерно. При расторжении полиса ОСАГО убыточность не учитывается, часть премии за неиспользованный период должна возвращаться по обычной схеме – пропорционально (за вычетом 23%, если страхователь не имеет по этой теме претензий).

Подведем итоги

Расторжение договора ОСАГО не всегда проходит гладко. Не все моменты четко определены в российском гражданском и страховом законодательстве, не все трактуется однозначно. Если у обиженного страхователя есть желание доказывать свою правоту и законодательные акты это позволяют – добивайтесь своего. Все больше случаев, когда судебная система встает на сторону страхователей в вышеперечисленных спорных вопросах. Другое дело, что подавляющее большинство автовладельцев не пытается вникать в вопросы расторжения, не интересуется расчетом возврата. А если до окончания действия полиса ОСАГО остается немного, некоторые попросту ленятся идти в офис «из-за копеек».

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности, входящее в общую систему Росгосстраха. Получение этого страхового полиса в настоящее время является обязательным для всех, кто приобрел автомобиль. Неважно, какого класса, не считая спецтехнику вроде бульдозера (тогда автомобильный вариант страхования имеет некоторые особенности). Однако регулярно возникают ситуации, когда необходимо досрочно прекратить действие страхового договора. Но как расторгнуть договор ОСАГО, если срок действия полиса еще не окончен? Прежде всего нужно рекомендовать автовладельцам пользоваться услугами компаний, имеющих некоторое положительное портфолио.

Когда при досрочной аннуляции полиса автострахования вернуть деньги невозможно?

Далекое от совершенства российское законодательство не учитывает многих спорных подробностей, когда клиент отзывает страховку ОСАГО. Можно ли расторгнуть договор касательно страховки авто до срока в принципе? Конечно, да. В системе ОСАГО расторжению договора как таковому ничего не препятствует. Досрочное расторжение ОСАГО доступно любому собственнику авто в любой момент времени. Клиент имеет полное право исключительно по собственному желанию подать заявление по аннулированию страхового полиса и перейти под крыло другой страховой конторы. Все споры связаны с вопросом: как вернуть деньги за ОСАГО? Можно ли вернуть всю стоимость полиса, или же возврат денег подразумевается всегда только частичный? Об этом и пойдет речь.


И первый ответ – денег по ОСАГО, т. е. денег за страховку клиент не увидит вообще, если просто без уважительных причин или совсем без объяснений в одностороннем порядке разорвет договор со страховщиком. Это четко прописано в правилах ОСАГО (пункты № 33 и № 34). При расторжении договора по инициативе страхователя действует ряд других обстоятельств, при которых вернуть деньги за страховку клиент не сможет:

  • возврат ОСАГО при продаже автомобиля невозможен, если владелец юридически остается собственником авто, а покупатель как бы покупает машину только в свое пользование (т. е. продажа по генеральной доверенности);
  • если страховщик обнаружит, что полис был оформлен с нарушениями, то он имеет полное право в одностороннем порядке разорвать контракт без возмещения ущерба клиенту (например, когда страхователь намеренно вносит поправки в данные о водительском стаже и ТТХ авто, чтобы снизить цену полиса);
  • возможно, клиент пожелает временно аннулировать полис ОСАГО (например, когда намечается длительный отъезд, и машину владелец собирается отправить на длительный срок в гараж или крытую автостоянку). Тем не менее участники Росгосстраха не поддерживают услугу временной блокировки полиса;
  • расторжение страхового полиса ОСАГО без возврата страховой премии по ОСАГО имеет место и при банкротстве страховой компании или в случае отзыва лицензии у оной. Правда, у клиента есть шансы на возвращение части потраченных денежных средств, если он сумеет максимально быстро подать заявление, чтобы прекратить действие полиса еще до того, как стартует процедура банкротства фирмы или будет отозвана лицензия.

Уважительные причины досрочного разрыва договора

Возврат страховки при банкротстве или закрытии страховой фирмы является первым камнем преткновения между страховщиком и страхователем. В правилах ОСАГО не прописано четко, что контора даже при банкротстве обязана возместить клиенту средства от неиспользованной части полиса. Из-за этого спор между сторонами, бывает, доходит и до суда. А вот в каких случаях можно расторгнуть договор, чтобы при этом еще и вернуть деньги за неиспользованную часть страховки? Здесь можно назвать следующие пункты:

  1. Самый распространенный случай – это когда стремятся вернуть деньги за ОСАГО при продаже автомобиля. Купля-продажа машины в обычном порядке, т. е. полная передача прав собственности от продавца к покупателю. При этом рекомендуется подавать заявление сразу после продажи автомобиля. Почему? Да потому, что период от момента, когда транспорт был продан, до момента, когда бывший владелец авто подал заявление о расторжении договора ОСАГО, учтен не будет. В идеале необходимо без промедления после совершения сделки обратиться в страховую контору, чтобы избежать ненужных издержек. Страховку после продажи автомобиля по стандартной схеме получают без проблем. Однако для тех, кто не хочет или не имеет возможности улаживать юридические дела со своим страховщиком, есть вариант проще – включить ее в стоимость продаваемого автомобиля.
  2. Досрочное расторжение договора ОСАГО бесспорно, когда происходит автомобильная авария, наносящая машине урон как минимум в 50%. То есть транспорт оказывается не подлежащим ремонтному восстановлению. Или стоимость капитального ремонта выходит примерно равной цене нового аналогичного автомобиля. Еще один случай – угон. Если машина не была возвращена законному владельцу в течение недели, то можно смело подавать заявление на возврат страховки и прекращение действия полиса.
  3. Соглашение со страховщиком расторгается и когда страхователь или собственник авто гибнет. В большинстве ситуаций страхователь является и собственником авто, т. е. это одно лицо. Однако может быть и так, что страхователь является представителем собственника и имеет от него нотариальную доверенность. Если такая доверенность имеет место, то неважно, с кем именно случилась трагедия – с владельцем машины или его страхователем. Получателем денег в такой ситуации является лицо, имеющее право на наследство погибшего.
  4. Если владелец машины является лицом юридическим, автогражданская ответственность все равно имеет место. И страхование ОСАГО проходит по тем же правилам. А значит, ликвидация юридического лица (например, закрытие предприятия) именно с юридической точки зрения равносильна гибели лица физического. Следовательно, возвращаемый денежный взнос за полис также правомерен и осуществляется по тем же правилам.
  5. Уже поминавшееся банкротство страховщика или отзыв у него лицензии. Здесь все зависит от самой страховой конторы. Фирме, находящейся на грани разорения или заимевшей проблемы по части законов, становится не до выплат бывшим клиентам. Иногда компания соглашается удовлетворить требования страхователя, иногда предлагает меньшую сумму, иногда идет в категорический отказ. В последнем случае, если деньги достаточно весомые, имеет смысл обратиться в суд. Как показывает практика, в подобных спорах суды, как правило, встают на сторону клиентов.

Важно отметить, что при уничтожении/угоне транспорта или смерти страхователя/собственника датой прекращения действия полиса автоматически считается дата, когда произошел один из этих инцидентов.

Необходимые документы

Конечно, обязательно потребуется некий пакет документов. Документы для расторжения договора ОСАГО варьируются в зависимости от того, что послужило поводом аннулировать ОСАГО по инициативе клиента. Итак, какие документы нужны, когда возникает нужда в досрочном погашении страхового полиса ОСАГО? Можно провести разделение на обязательные всегда и те бумаги, которые определяет причина досрочной аннуляции страховки.

Обязательные при любых условиях:

  • оригинал и копия страхового полиса ОСАГО, плюс желательно сохранять на руках квитанцию об оплате, которая является лишним доказательством приобретения полиса по определенной цене. Оригинал полиса сдается страховщику, а копию рекомендуется оставить себе на случай возникновения споров с фирмой;
  • полная копия паспорта страхователя. Если страхователь и собственник – разные лица, то понадобятся копии паспортов обеих сторон. Если вместо страхователя компания имеет дело с его представителем, то требующийся в обязательном порядке третий документ – это нотариальная доверенность;
  • если фирма не предусматривает выплату неиспользованной страховой разницы наличными средствами сразу после подачи заявления (а это скорее правило, чем исключение), то клиент должен предоставить или копию своей сберкнижки, или реквизиты банковской карты, т. е. координаты, куда отправить деньги.

Любой из нижеприведенных документов может требоваться в зависимости от причины разрыва страхового договора:

  • за проданный автомобиль не получить страховую разницу, если не предоставить копию договора купли-продажи;
  • если машина была уничтожена в аварии, то потребуется либо копия заключения технической экспертной комиссии (оформляется ГИБДД или ГАИ), либо копия свидетельства утилизации машины (выдает утилизатор), а также справка о снятии авто с регистрационного учета;
  • копия свидетельства о смерти. Плюс здесь автоматически потребуется копия свидетельства о вступлении в права наследования или о скором вступлении. Даже если наследник всего один, придется ожидать полгода, пока право наследования не вступит в силу, и только тогда страховщик имеет право отдать деньги наследнику. Если наследников несколько, то вся сумма делится поровну между ними. Если погибший успел написать и нотариально подтвердить завещание, то деньги будут разделены согласно указаниям в завещании;
  • документ, доказывающий ликвидацию юридического лица;
  • копия паспорта транспортного средства с записью о новом владельце. Юридически контора не имеет права требовать данную бумагу, имея на руках копию договора купли-продажи или хотя бы справку-счет, но на деле зачастую требует. А нужно это конторе для подстраховки от ушлых клиентов, которые могут самостоятельно изготовить договор купли-продажи, предъявить его и заявление, получить на законных основаниях оставшуюся страховую разницу, а авто так и не будет продано.

Уже легко понять, что получить денежные средства имеют право только четыре категории лиц:


  • собственник-страхователь;
  • страхователь, официально представляющий интересы собственника;
  • наследники;
  • официальные представители наследников (также требуется нотариальная доверенность).

Как высчитывается размер страхового возврата?

Теперь самое главное – денежный подсчет, т. е. определение размера неиспользованной, нереализованной по срокам части страховки. Главное не только потому, что речь идет об определении конкретной суммы к получению, но и потому, что именно этот момент чаще всего и сильнее всего вызывает неудовольствие автовладельцев. Формула такова:

В = (ПС – 23%) * N/12, где:

  • – страховая разница, которую получает страхователь;
  • ПС – общая цена полиса, которую оплатил клиент при его покупке;
  • 23% (23% от ПС имеется в виду) – то, что оставляет себе контора (об этом ниже);
  • – количество месяцев, которое осталось до конца срока действия полиса.

То, что счет идет на месяцы, неудивительно. Просто когда до просрочки страховки остаются недели, а уж тем более дни, нет смысла возиться с досрочным расторжением договора. Более того, если страховых случаев (аварий, например) не было, а до даты оформления новой страховки остаются дни, лучше дождаться окончания действия старого полиса. Для того чтобы при заключении нового страхового договора (неважно, с той же или другой конторой) клиенту начислили коэффициент «бонус-малус» (КБМ), что сделает следующий полис ощутимо дешевле. При этом любая досрочная аннуляция договора обнуляет КБМ. Из формулы наглядно видно, что чем больше ПС и N, тем больше выйдет В. Теперь о процентах. Эти 23% не имеют твердого законодательного обоснования, хоть Росгосстрах и ссылается здесь на «взаимную договоренность» сторон. Это регулярно вызывает фрустрацию у страховщиков. Расписываются они так:

  • 3% идут в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) на накопление компенсаций (эта часть не вызывает у клиентов такого недовольства, как следующая);
  • 20% – это якобы покрытие издержек страховой фирмы, которые она терпит от ведения дел (оформление полисов, содержание рабочих площадей, оборудование, з/п работникам и прочее). Пусть так, но проблема в том, что невозможно точно проследить размер расходов фирмы. Все ли 20% ушли на обеспечение ее работы или что-то утекло в карман директору – неясно. Мало того, получается, что эти 20% фирма откуда-то добывает в любом случае, даже если клиент никаких договоров расторгать не собирается, ведь повседневные расходы фирмы точно так же имеют место. И тогда на каком основании эти 20% взимаются при досрочном расторжении? Гнев автовладельцев понятен.

Если речь идет о больших деньгах, то, опираясь на статью № 958 ГК РФ и пункт № 34 правил ОСАГО, есть смысл обратиться в суд с требованием вернуть стоимость полиса без учета этих процентов.

Важный момент – страховщик не имеет права назначать дополнительные вычеты, если по полису уже были выплаты в результате наступления страховых случаев.

Вносить в указанную формулу коррективы в свою пользу контора не имеет никакого права. После подачи заявления клиент должен получить финансовые средства не позднее чем через две недели. Данная статья обязательно пригодится всем автолюбителям и тем, кто собирается купить «железного коня», поскольку здесь разобран один из насущных вопросов собственников авто – автогражданский тип страхования.

Оценка статьи:

(

оценок, среднее:

из 5)

Добавить Комментарий